Глава 32
А действительно, какая у нас цель выезда за границу? Раньше как-то никто не спрашивал у человека о цели его выезда за границу. Не преступник? Нет, тогда получай выездной паспорт и поезжай себе на здоровье по всяким заграницам, благо визу для этого дела получать не надо.
Сейчас тоже осведомляются о цели прибытия в страну, но это так, для статистики, а мне нужно лепить что-то правдоподобное, потому что комиссар, похоже, шибко не любит буржуев и тех, кого он опекает, стоят вон, в фуражках с зеленым верхом, старорежимные служаки под командой неизвестно кого. Скажи что-то не так, от ворот поворот, задержат, а там и Дзержинский передумает, снова на нары и на допросы, кто такой и чем занимался.
- Понимаете, гражданин-начальник, - начал я издалека, - жена у меня лечится от бесплодия и ничего не помогает. Едем, вот, в Палестину на богомолье по святым местам, говорят, хорошо помогает.
Пикантная тема стерла налет серьезности с комиссара, который оказался из тех, кто ввязывается в любую авантюру, а людей увещевать будет кулаком да матом.
- Не в богомолье ей надо, - хохотнул он, - а мужика ей хорошего, или двух, тогда понесет обязательно.
Отдав нам паспорта, он потерял интерес к процедуре оформления выезда. Подув на штамп, пограничник поставил нам в паспорта красные печати: Р.С.Ф.С.Р. ВЫЕЗД и дата.
Ступив на борт судна, мы уже находились в Англии, на нас распространялись законы Британской империи, и никто не имел права посягнуть на нашу неприкосновенность, кроме разве что советских властей, которым было наплевать на все международные законы, если они не сообразуются с постулатами марксизма и идей товарища Ленина.
Уважение к международному праву начнется тогда, когда Россия дойдет до ручки и начнет распродавать свое национальное достояние, чтобы хоть как-то выжить в условиях международной изоляции, а ведь все могло пойти иначе, если бы новые правители имели больше тямы. Тяма - это по-сибирски ум.
Лайнер, на котором мы должны отбыть за границу, был маленький и его смело можно назвать просто пароходиком, грузопассажирским судном, который вез лесоматериалы и пассажиров.
В то время лес-кругляк из России вывозили мало. Русский мужик ушлый был и себя занимал распиловкой кругляка. А на вывоз отправлял доски и брус, которые дороже будут. Для внутреннего потребления делал мебель и поделки разные из дуба, экологически чистого и вечного, березы карельской и других пород дерева, которые во всем мире ценятся до сих пор выше мебели из опилочных панелей.
Пассажиров было человек тридцать. Две каюты первого класса, которые питались вместе с капитаном. Три каюты второго класса, которые питались с первым помощником. И третий класс, питание которого шло с котла экипажа. Честно говоря, все питание шло из одного котла, было невкусно, но оно наливалось в разные тарелки и стоило по-разному.
Вряд ли сейчас есть такие пароходики, но ту каюту я помню, и все каюты на морских судах сравниваю с этой. Я подвержен морской болезни и поэтому при небольшом волнении чувствовал себя не вполне хорошо из-за подступающего к горлу приступа тошноты. Хорошо, что расстояние от порта Мурманск до порта Лондон не такое уж и большое. Если напрямки, то это рукой подать, а так практически все время шли вдоль английских берегов, а потом тилипались по оживленной Темзе.
Часто бывало, что человек, живший в условиях конспирации несколько лет и кого невозможно было отличить от местных жителей, ступив на палубу иностранного государства под защиту государства, чей флаг гордо развевается на гафеле, он начинал плясать Барыню, Гопака, Лезгинку, Мазурку, Полонез, Краковяк, Картули, Шалахо, Хава Нагила, Сиртаки, Фламенко, Сырбу, Ча-ча-ча или Сальсу, Самбу, Тарантеллу или другой танец, который почище всякого паспорта указывает на его национальную и государственную принадлежность. А вот-то его родимого и берут под белы руки и ведут на съезжую для продолжения выяснения личности этого человека. Ветер свободы и путаница деревянной палубы с землей обетованной играет со служилыми людьми зловещую роль. Раз уж назвался груздем, то тихонько сиди в лукошке, пока тебя не принесут в родную квартиру.
Я сам чуть было не прокололся, ступая на палубу британского корабля с Юнион Джеком (Union Jack) и практически машинально приподнял руку, чтобы приветствовать его, но вовремя опомнился и протянул поднятую руку Марии, помогая ей ступить на палубу.
Оглянув стоящих на палубе пассажиров, боковым зрением я заметил, как один человек в гороховом пальто инстинктивно отвернулся от моего взгляда. Гороховое пальто и уверенность в том, что если он отвернется от объекта, то он становится незаметным, всегда подводила российских филеров и всегда являлась визитной карточкой сотрудников наружного сыска.
- Ладно, - подумал я, - предупрежден значит вооружен.
Кстати, нужно сказать, что такое гафель. Это короткий, толстый шест, привязываемый поперек мачты для прикрепления паруса. Самый верхний гафель предназначен для крепления флага с помощью троса, проходящего через торец гафеля с вырезом ласточкин хвост.
У моряков отношение к флагу корабля несколько особое, нежели в армейских частях.
Согласно морскому этикету, флаг поднимается в 8 часов утра по местному времени и спускается после захода солнца с построением всей команды. На флаг и гюйс смирно!
Если на море шторм, то флаг спускается, но в случае встречи с военным или пограничным судном сразу же поднимается. После того, как корабли разошлись, флаг опять спускается.
Во время траурной церемонии или падения человека за борт, флаг спускается до половины и поднимается только по завершению церемонии или спасению утопающего.
Лондон встретил нас пасмурной погодой, приветливыми дежурными улыбками англичан и каким-то темным гражданином, который нагнал нас на выходе из порта и шепнул:
- Дзержинский приказал возвращаться.
И все. Шепнул и исчез в одной из узеньких улочек.
На подходе к стоянке экипажей нас встретил человечек с моим портфелем в руках.
- Мистер Казанов? - осведомился он.
- Да, это я, - подтвердил я и получил в руки портфель, который мне показался почему-то тяжелым.
- Вас пасут, - сообщил незнакомец и ушел.
Я открыл портфель и увидел, что все мои свертки на месте, в том числе и сверток с пистолетами. Что это значит? Мой клиент не мог меня подставить. Возможно, что это знак о том, что мне придется защищаться. Но от кого? Много вопросов и почти нет ответов. Если нас проверит любой Томми (полицейский), то нам крышка - два русских террориста прибыли в Англию. Будем уповать на Бога - все под ним ходим.
Расположившись в гостинице, я пошел на почту и написал три коротеньких записки моим связникам с королевским двором. Британская почта - это не русская почта. У них за сутки приходит любое сообщение, в России это сообщение будет идти месяц и чаще всего не дойдет.
Ужин в ресторане. Мария великолепна. Такое ощущение, что она всегда была завсегдатаем таких заведений, и ее дедушка по матери был английским лордом.
Русских мало, единицы, почему-то не любили русские Англию, даже англофилы, чувствуя в Англии постоянного своего врага. Что-то я не помню в нашей истории того момента, когда у России была дружба с Англией. Антанта это такая дружеская компания, в которой рта разевать не надо: либо с ног собьют, либо нож в бок всадят. Родственные связи императорских домов России и Англии - это химера для успокоения людей с комплексом неполноценности.
Николай Второй и Георг Пятый были кузенами и удивительно похожи друг на друга. Оба были, один фельдмаршалом Российской армии, второй генералом-адмиралом Великобритании. Вначале не было никаких сомнений в том, что русский император получит убежище в Великобритании. Но включилась левая пропаганда, которая распространяла информацию о том, что русский император это Николай-кровавый, а его жена немка, которая вовсю якшалась с кайзером Вильгельмом по номеру второй и с распущенным монахом из Сибири Распутиным, и все сразу стали избегать даже намеков о предоставлении убежища русскому царю и его семье. А после убийства семьи в Ипатьевском доме в 1918 году все вздохнули с облегчением. Как говорится, умер Максим, ну и хрен с ним. Положили его в гроб А царскую семью в гроб никто не ложил, закопали где-то в лесной чащобе и еще кислотой полили.
Великобритания еще раз по-крупному отличилась в 1945 году, когда передала советским властям всех, кто воевал против советской власти. До сих Великобритания не ответила за массовые самоубийства казаков и членов их семей на территории Англии.
В том же 1945 году Великобритания выслала из страны польских летчиков, которые, не щадя жизни, защищали небо Великобритании. Захотевшие остаться на жительство в стране, которую они защищали, получили фигу под нос и уведомление, что, если они в течение недели не покинут Великобританию, то их вышвырнут из страны пинками как нежелательных элементов.
Ладно, это поляки, не подданные Британской империи. А профессор математики Алан Тьюринг, английский математик, логик, криптограф, оказавший существенное влияние на развитие информатики, Кавалер Ордена Британской империи (1945), член Лондонского королевского общества (1951), который расшифровал код шифровальной машинки Энигма и обеспечил окончание войны на два-три года раньше, если бы код не был взломан. Гения математики ошельмовали со всех сторон, посадили в тюрьму, а потом приговорили к химической кастрации, от которой у мужчин развивается гинекомастия. Это когда у мужчины растет такая же грудь, как у женщины. Итогом было самоубийство человека, имевшего полное право называться национальным героем не только одной Великобритании. И только в 2013 году королева Великобритании Елизавета II помиловала Алана Тьюринга посмертно, а в Кембридже ему был установлен памятник. Но кровь казаков и польских летчиков все еще ждут извинений.